Скидки до 50% для наших подписчиков!

Оставьте свою электронную почту, и мы будем пару раз в месяц
отправлять вам специальные предложения на солод, хмель и дрожжи.

Корзина товаров
В вашей корзине товаров: 0
На сумму: 0

Интернет-магазин №1 по продаже солода,
хмеля и других ингредиентов для приготовления напитков

Розничный магазин Оптовая лавка
Как это работает?

- Минимальная стоимость товаров для розничного заказа 590 рублей

- Минимальная стоимость товаров для оптового заказа 7000 рублей

- Заказ становится оптовым, если вы добавите в корзину хотя бы одну оптовую позицию

8 800 200 68 95 Время работы: с 9:00 до 19:00 (Московское время)

АКЦИИ
Bohemia Lager M84

Bohemia Lager M84

Дрожжи Bohemia Lager M84 - дрожжи низового брожения, подходящие для варки европейского Лагера и Пилснера

Не женское ли это дело? Почему женщины-пивовары стали ведьмами в эпоху Средневековья

Рассказать друзьям:

Женщины варили пиво со времен его изобретения, так было в каждой стране, где у пива более или менее древняя история, и только после европейской эпидемии чумы в Средневековье пивоварение стало чисто мужским процессом, потому что стало бизнесом, а не хобби. Сегодня женщины стремятся вернуться на свои позиции в промышленности, которая, в значительной степени, была их детищем.

У народов всего мира есть масса древних примет, связанных с процессом брожения как при выпекании хлеба, так и при изготовлении вина и пива. Почему так было? Потому что в начале эры и в средние века для людей уже было очевидно, что брожение вызывается какими-то крохотными живыми существами.

Только вот эту особенную жизнь народ никак не мог для себя объяснить, поэтому всячески фантазировал на эту тему, наделяя дрожжи чуть ли не разумом, а тех, кто мог превратить их во что-то вкусное – навыками волшебника. А в целом образ пивовара с древности и примерно до Средних веков – это образ женщины, так как именно женщине отводятся эти одновременно священные и будничные роли – приготовление еды и напитков.

Как поклонялись пиву в древности

Известно, что пиво зародилось еще в Древнем Египте и веками за его производство, как и за остальные хозяйственные области, отвечали женщины. В одном из наиболее древних из найденных рецептов пива встречается не только перечисление ингредиентов, но и молитвы, обращенные к Нинкаси, богине шумерской мифологии, ответственной за пиво и другие алкогольные напитки.

Шумеры пили пиво каждый день, в качестве обычного напитка, а шумерские женщины в дополнение к ежедневному рациону пили слабоалкогольное пиво еще и для совершения религиозных обрядов (в том числе посвященных Нинкаси).



Египтянки варят пиво: фреска и скульптура

Древние египтяне поклонялись богине пива по имени Тенене, и есть специальные иероглифы для изображения женщин-пивоваров. Балтийская мифология знает сразу трех божеств пива и пивоварения - Ragutis, Raugupatis, Ragutiene. Так, Ragutis и Ragutiene бог и богиня пива. А Raugupatis является богом брожения (в восточно-славянской мифологии эти функции выполняет персонаж по имени Радегаст). Финский эпос рассказывал о легендарной женщине по имени Калеватар, которая изобрела пиво, смешивая мед с медвежьей слюной.

Пиво в Средневековой Европе. Кто такие брюстеры и почему они носили ведьмины колпаки?

Изготовление пива было достаточно сложным и трудоемким в любые времена. Так как вода в городах была источником микробов, пиво было более безопасным, и в качестве повседневного напитка пили его. Большинство элей было с низким уровнем алкоголя, более крепкие напитки хранили для свадеб и других праздников.

Ученые подсчитали, что среднестатистическая средневековая семья из 5 человек употребляла примерно 35 литров пива в неделю. Так как пиво было скоропортящимся продуктом, именно женщины отвечали за то, чтоб оно хранилось дольше, ведь именно им пришлось бы отвечать в случае нехватки пива. Поэтому хозяйкам приходилось проявить недюжинную смекалку, чтобы и наварить впрок, и умудриться сохранить. Хозяйка делилась рецептом с соседкой, нередко они вместе, скооперировавшись, готовили порцию пива на несколько семей. Невыпитое пиво пользовалось спросом у соседей, и потихоньку женщины, которым варка особенно удавалась, стали варить на заказ, давая возможность забирать пиво из дома мастерицы или открывали в своих же домах небольшие питейные заведения. Мастерицы приобретали статус женщины-пивовара. В Англии их называли эльвайф (переведем слово «alewife» как «содержательница пивной», хотя сюда больше подходит буквальная формулировка «элевая женщина») или «брюстер» - пивовар.

У профессиональных женщин-пивоваров был и профессиональный дресс-код – остроконечные шляпы. Высокая островерхая шляпа выделяла брюстера в толпе и позволяла догнать её и сделать небольшой заказ. Кроме того, чтобы показать, что в доме можно приобрести пиво, женщины оставляли метлу – символ внутренней торговли – за дверью.  Кроме того, что вы скажете о женщине, которая с утра до ночи возится с каким-то варевом в котлах, то и дело модернизирует своё «зелье», добавляя к нему тот или иной ингредиент? Вокруг котла сигает кот – он знает, где поживиться мышами, которые в свою очередь знают, где поживиться зерновыми.

Не правда ли, знакомые картинки? Все паззлы – метла, шляпа, котел, кот – связаны воедино, потому что они все вместе изображались на картинках, иллюстрирующих труд женщины-пивовара, и потому что это всё символы, которые мы ассоциируем с ведьмами. И хотя нет окончательного исторического доказательства того, что образы ведьм были смоделированы под воздействием образов брюстеров, некоторые историки видят странную связь между тогдашними пивоварами и пропагандой против ведьм. 

Вот один из примеров – гравюра 17 века, на которой изображена матушка Луиза, которая в Средние века варила и продавала отличное пиво.

Матушка Луиза и её благословенная продукция


Кстати, слово witch – «ведьма» (также, как и в русском языке, «ведать» - значит «знать») имеет этимологическую связь со словом «мудрость», соответственно, ведьминское ремесло может трактоваться, как ремесло знающих и мудрых. На самых древних гравюрах ведьмы изображались обнаженными, с распущенными волосами и непокрытой головой. Позднее стали изображать в остроконечных шляпах, с мётлами, в сопровождении козлов, черных кошек, ворон. Охота на ведьм продлилась несколько столетий и по разным оценкам унесла от 60 до 100 тысяч жизней европейских женщин. Сегодня ведьма в остроконечной шляпе на метле – символ английской пивоварни Wychwood Brewery из города Уитни, а пиво Wychwood – официальный напиток для празднования Дня всех святых в графстве Оксфордшир. 
Мало-помалу репутация брюстеров стала портиться.

Во-первых, они стали как бельмо на глазу для церкви: где это видано, чтоб женщина безнаказанно увела из церкви «клиента», заставив прихожанина не молиться и покупать индульгенции, а пить и чревоугодничать. Это еще ничего, если прихожанин пьет дома. Но вскоре стали появляться бары, которые, по мнению церкви, уж действительно были дьявольскими местами, цитаделью порока и разврата. Один из самых знаковых образов женского зла в эпоху Средневековья – образ женщины-пивовара в аду: церковь утверждала, что они останутся единственными людьми в преисподней после того, как Христос выпустит оттуда всех проклятых.



Церковники утверждают, что Христос выпустит из ада всех проклятых, но только не женщин-пивоваров

Во-вторых, присоединившись к церкви, на женщин бочку покатили и сами посетители баров. Многим из них приходилось засыпать на улицах, спьяну не дойдя до дому, быть битыми или ограбленными, мучаться с похмелья – и во всем этом они винили адское зелье, сваренное не иначе как ведьмой. Жители эпохи Средневековья с лёгкостью связывали свои неудачи в «культуре потребления» с женщинами, считая, что они, будучи дочерями Евы, более хитры и коварны, чем мужчины. Учитывая эту логику, любую женщину-пивовара, какой бы дружелюбной и открытой она ни была, заранее подозревали в мошенничестве.

Плохая репутация женщин-пивоваров привела к тому, что дела у мелких предпринимательниц пошли всё хуже: прокатившаяся по Европе чума привела к тому, что люди перешли на более крепкие напитки, которые, якобы, могли помочь эту чуму победить. Более крепкие напитки стали продавать в отдельных местах, и городские жители почти полностью перешли на употребление алкоголя в барах и почти не пили дома. Увидев, какой популярностью пользуются бары, предприниматели стали активнее их открывать, а в серьезном предпринимательстве бОльшую роль играли мужчины. Они-то и отобрали у женщин их увлечение пивом из баловства и превратили его большую индустрию.

Наконец, произошедшая Промышленная революция расширила методы производства, что сделало производство пива в цехах более дешевым и легким, чем дома. Маркетинг пива параллельно продвигал его как исключительно мужской напиток, соответственно в отрасли производства и продаж, да и потребления стали доминировать мужские образы. 

Исследование Университета Оберн в 2014 году показало, что сегодня женщины составляют 29% от общего числа работников пивоварен.

По материалам https://www.atlasobscura.com/articles/women-making-beer и https://www.craftbeer.com/craft-beer-muses/evolving-womens-contributions-brewing

Рассказать друзьям:
Вернуться в ленту статей

Похожие статьи

Арктическое пиво: история и возрождение

Один интересный сорт пива, которым укомплектовали корабли покорителей Арктики – черный густой «Арктический Эль»  Arctic Ale. Впервые поручение сварить такой напиток для моряков было получено от самой королевы Виктории в 1852 году с целью оказания помощи исследователям Арктики в поисках новых проливов на севере

История новозеландского пива

С большим ассортиментом сухих дрожжей для пива и других домашних напитков из Новой Зеландии мы вас недавно познакомили. Но у Новой Зеландии особое трепетное отношение к пивоваренной отрасли и своя пивоваренная культура. Какая

Оставьте отзыв Оставить  отзыв